СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел I.ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.Цель и задачи воспитания
1.2.Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
1.3.Основные направления воспитания
1.4.Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Раздел II.СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Модуль «Будущее России»
2.2.Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
2.3.Модуль «Отрядная работа»
2.4.Модуль «Коллективно - творческое дело(КТД)»
2.5.Модуль «Самоуправление»
2.6.Модуль «Дополнительное образование»
2.7.Модуль «Здоровый образ жизни»
2.8.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
2.9.Модуль «Профилактика и безопасность»
2.10.Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
2.11.Модуль «Работа с родителями»
2.12.Модуль «Экскурсии и походы»
2.13.Модуль «Социальное партнерство»
Раздел III.ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.Особенности организации воспитательной деятельности
3.2.Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Приложения
Информационная карта программы
Полное название
программы
Цель программы
Направленность
программы
Направление
деятельности
Краткое
содержание
программы
Адрес, телефон
ФИО автора
Рабочая программа воспитания городского
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
детей «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» на базе муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы села Филькино
Организация
отдыха
и
несовершеннолетних в летний период
Программа социально-педагогическая
оздоровления
Патриотическое
развитие
несовершеннолетних,
физическое,
духовное,
средствами
игры,
познавательной и трудовой деятельности.
Программа содержит: мероприятия, реализующие
программу; ожидаемые результаты и условия
реализации; приложения
г. Серов, село Филькино, ул. Путилова, 4.
8(952) 732-16-72
Составитель: Миштугина Елена Андреевна
Место
реализации
Городской оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием детей на базе муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
основной общеобразовательной школы села Филькино
Количество,
возраст
несовершеннолет
них
Сроки
реализации
50 человек, возраст от 6,5 лет до 17 лет
Летняя смена: c 02 июня по 27 июня 2025 г., 1 смена
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления в
городском оздоровительном лагере «ЮНЫЙ ПАТРИОТ», организованном на
базе МБОУ ООШ села Филькино составлена на основе Примерной рабочей
программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления,
подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования» в соответствии с нормативно - правовыми
документами:
Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием
12.12.1993,
с
изменениями,
одобренными
в
ходе
общероссийского голосования 01.07.2020).
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральным законом от30.12.2020№ 489-ФЗ«О молодежной
политике в Российской Федерации».
Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка»(утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском
лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного
воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с
общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей
программой воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный;
организационный.
Приложение: календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском
лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных
религий народов России в качестве вариативного компонента содержания
воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с
мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями
родителей(законных
представителей)
несовершеннолетних
детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с
приоритетами
государственной
политики
в
сфере
воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2030 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,
творческий,
компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В
соответствии с этими идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для
личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной,
эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития
личности;
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на
практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания
являются
антропологический,культурно-историческийисистемно-деятельностныйподходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на
следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет
право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства,
защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единств ценностей
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений,содействие,сотворчествоисопереживание,взаимопониманиеивзаимно
еуважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к
открытому
внутреннему
диалогу,
пробудить
в
нем
нравственнуюрефлексию,обеспечитьвозможностьвыбораприпостроениисобстве
ннойсистемыценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместнойдеятельностивзрослогоиребенканаосновеприобщенияккультурным
ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающиесреды,общности,культурныепрактики,совместнуюдеятельность
и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийсянабазовыенациональныеценности,содержащийтрадициирегионаи
детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда
определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Воспитывающие общности(сообщества)в детском лагере:
детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смысловую основу всех участников. Главная детско-взрослая
общность в детском лагере – «Дети-Вожатые».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
гражданское
воспитание,
формирование
российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и
субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к
другим народам России, формирование общероссийской культурной
идентичности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на
основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
экологическое
воспитание: формирование
экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде
на основе российских традиционных духовных ценностей;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно
достойномтрудевроссийскомобществе,надостижениевыдающихсярезультатовв
труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа
жизни, личной и общественной безопасности;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается
роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного
дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом
конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
(в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность–короткий
период
лагерной
смены,
характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой
ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию
обстановки доверительности.
Сборность–предполагает объединение детей с разным социальным опытом
и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения,
каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II.СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Клендарном плане воспитательной работы (Приложение),утверждаемого одно
на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы,
установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию,
формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный
план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным
методическим рекомендациям и материалам:
1 июня- День защиты детей; 6 июня -День русского языка; 12 июня - День
России;
22 июня - День памяти и скорби;
-Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных
значимым отечественным и международным событиям.
-Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской
Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий
детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены(программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий
согласно перечню основных государственных и народных праздников,
памятных дат.
- Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в
соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского,
регионального, местного значения, памятными датами для детского
лагеря, документами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания
Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных
событий Министерства просвещения Российской Федерации,
методическими рекомендациями государственных органов
исполнительной власти в сфере образования.
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской
Федерации;
-тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
-мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в
рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация
творческого отчетного концерта для родителей и др.).
Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с
детьми вверенного ему временного детского коллектива отряда. Временный
детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях
организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной
работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени;
максимальный период не превышает 18 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые были малознакомы
ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается,
ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей.
В тоже время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения
функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного
детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития
лагерной смены.
Реализация
воспитательного
потенциала
отрядной
работы
предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды
для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем,
конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и
общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства,
визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание
периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований(ЕПТ)по выполнению
режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза,
эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому
конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление
лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: лиз дня, анализ ситуации, мероприятия,
анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная
деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта
(творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу
данной методики составляет коллективная творческая деятельность,
предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации
деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность
определенным видом общественного ценного опыта.
Модуль «Самоуправление»
Реализация
воспитательного
потенциала
системы
детского
самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие
коммуникативной
культуры
детей,
инициативности
и
ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества,
поддержку
творческой
самореализации
детей.
Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период. Именно в это время вожатым проводятся игры на
выявление лидера среди детей.
Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим
образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными
доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным
лицам» могут относиться: командир отряда; помощник командира; физорг;
командир отряда ;дежурный.
Командир отряда – это правая рука вожатого. В его обязанности может
входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и
поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и
является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом
роде.
Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и
выполняет практически те же самые действия, что и командир.
Физорг ответственен за зарядку и подвижные игры.
Культорг отвечает за подготовку к творческим номерам, является
«генератором идей».
Редколлегия занимается сбором информации и несет ответственность за
выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам отрядных
дел; несет ответственность за оформление отрядного уголка;
Дежурные - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении,
заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы)
коллектива.
Наличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по
причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность школьного
лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий
отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих
детей.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа
творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно
действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет
командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом
самоуправления является совет лагеря, в ходе которого решаются основные
вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы
органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе
и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.),
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии
с
администрацией
детского
лагеря.
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из
основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных(специализированных, тематических)смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам,
студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В
рамках
шести
направленностей:
социально-гуманитарная;
художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая;
физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,
отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социальные
знания развивать в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование творческих способностей обучающихся.
Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение
способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных
мероприятия:
зарядка,
спортивные
соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными(интересными) людьми - общественными
деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря
обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию
ребенком
детского
лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает
-тематическое оформление интерьер помещения лагеря
(вестибюля,коридоров,рекреаций,залов,лестничныхпролетовит.п.)и комнаты
для занятий детей;
-озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей,
оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию
детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
-оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазии и способности.
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы
костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по
благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка
растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – аудио сообщения (информация,
музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к
неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском
лагере
предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
- разработку
и
реализацию
разных
форм
профилактических
воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность
в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях,
деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры,
безопасность
дорожного
движения,
противопожарная
безопасность,
гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность
и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности
жизнедеятельности
в
детском
лагере,
профилактики
правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению – познание(путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно- духовная, благотворительная, искусство и др.)
Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным
участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их
компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с
вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности
актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На индивидуальном уровне:
- прием заявлений от родителей на отдых и оздоровление обучающихся в
пришкольном лагере,
- заключение договора с родителями об организации отдыха и
оздоровления ребёнка
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей
с
детьми;
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых
родители могут посещать детский лагерь для получения представления о
деятельности детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей; На индивидуальном
уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их
воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для
детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические
экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и
местам боевой славы, в музей и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества.
Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие
с
другими
образовательными
организациями,
организациями культуры и спорта, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых
дверей,
государственные,
региональные,
тематические
праздники,
торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства
Российской
Федерации.
РазделIII.ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности организации воспитательной деятельности
Программа
воспитания
реализуется
посредством
формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных
отношений
руководствоваться
едиными
принципами
и
регулярно
воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной
деятельности.
Городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
«ЮНЫЙ
ПАТРИОТ»
базируется
в
Муниципальном
бюджетном
общеобразовательном учреждение основная общеобразовательная школа села
Филькино
Фактический адрес: 624970, г. Серов, село Филькино, ул. Путилова, 4
- Электронная почта: schoolfil@yandex.ru
Сайт школы: https://filsrv.uralschool.ru
Директор: Кропотина Наталья Геннадьевна
МБОУ ООШ села Филькино
(далее –школа)-это сельская школа,
удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в
городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к
Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к
людям. Наш воспитанник воспринимает природу как естественную среду
собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является
не только образовательным, но и культурным центром села.
Воспитательный потенциал позволяет осуществлять воспитание через
изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного
детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает
жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором
создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоциональнопривлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне
впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв
прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками,
постоянное сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные
условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации
самовоспитания.
Для учащихся действуют игровые кабинеты, спортивный зал, рекреации.
Территория лагеря огорожена, удалена от мест движения автотранспорта.
Для организации досуга детей имеется в наличии спортивный
инвентарь, футбольное поле, тренажеры
Для учащихся организовано сбалансированное 2-х разовое питание. Дети
еженедельно
получают
фрукты
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в
детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка
в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
-тип лагеря: комплексный
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности
ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с
детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах
высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация
личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять
воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в
условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в
которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Городской оздоровительный лагерь «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» является
тематическим, т.е. смена лагеря имеет определенную направленность, но
обязательным направлением любой смены является создание условий для
оздоровления и безопасной жизнедеятельности детей.
Лагерь работает в режиме пятидневной рабочей недели с выходными
днеми (суббота-воскресенье).
Режим дня
Время пребывания детей
Элементы режима дня
С 9:00 до 15:00
9:00–9:10
Начало работы лагеря, приход
воспитателей, прием детей,
«утренний фильтр»
9:10–9:20
Линейка
9:20–9:30
Утренняя зарядка
9:30–9:50
Завтрак
9:50– 11:00
Лагерные дела
11:00–12:00
Свободная деятельность по
интересам, игры на свежем
воздухе
12:00–12:30
Лагерные дела
13:00–13:30
Обед
13:30– 14:30
Лагерные мероприятия
14:30-14:45
Уборка кабинетов
Анализ дня «Отрядный огонек»
14:45–15:00
Итоговая линейка
15:00
Уход детей домой
В процессе воспитания городской оздоровительный лагерь при школе
сотрудничает, с сельской библиотекой №6 им.Ф.Ф. Павленко, МАУ «Центр
досуга «РОДИНА», МАУ «Водный дворец», сельским клубом «Радость»,
Центральной городской детской библиотекой, пожарной частью №56.
Процесс
воспитания
основывается
на
следующих принципах
взаимодействия воспитателей и воспитанников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
воспитателей и воспитанников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые объединяют воспитателей и
воспитанников содержательными событиями, позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел воспитателей и воспитанников
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности лагерных смен: летняя смена – 18 календарный день;
автономности (изолированность детей от привычного социального окружения),
сборности (объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем
знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет
возможность «начать все сначала»).
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний,
умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют
жизнедеятельность лагеря.
Подбор кадров осуществляется директором школы и начальником лагеря.
Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами
внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники
лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах
возложенных на них обязанностей.
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, проводит
инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике
травматизма, создает условия для проведения воспитательной и
оздоровительной работы.
Воспитатель - осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных
моментов, организует дежурство в отрядной комнате. Несет ответственность за
жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники
безопасности, личной гигиены. Организует всю воспитательную работу с
детьми. Руководитель кружка руководит работой кружка, участвует в
проведении организационно- творческих мероприятий.
Уборщик служебных помещений осуществляет уборку помещений,
рекреаций и т.д., соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых
помещениях.
Повар, кухонный рабочий готовят пищу, следят за санитарными правилами
и
нормами
в
столовой.
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую
смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса (Предложенные
направления являются примерными, их можно уточнять, корректировать,
исходя из особенностей уклада, воспитывающей среды, традиций воспитания,
ресурсов лагеря и др.):
1. Результаты воспитания, социализациии саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент педагогическое наблюдение.
Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в
педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им
оценитьипонятьприобретенныйвлагереопыт,зафиксироватьизменения,наметить
дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный
анализ,
анализ
документов
и
контекстный
анализ;
- педагогические:тестирование,собеседование,педагогическоенаблюдение,
игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере
воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.
Приложение
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ при
МБОУ ООШ села Филькино
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
02.06.2025 г.–27.06.2025 г.
2025 год защитника Отечества.
(в соответствии с Указом Президента Российской Федерации).
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с
целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и
организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделе на модули, которые отражают направления воспитательной
работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и
определяет уровни проведения мероприятий.
№ Наименование мероприятия
п/п
Срок
проведения
Уровень проведения
Детский
лагерь
Отряд
Модуль 1 «Будущее России»
1. День Защиты детей
02.06.2025
2. Час информации «История
российского гимна»
03.06.2025
Отряд
3. Квест - игра «День русского языка»
(Пушкинский день)
4. Серовский исторический музей
06.06.2025
Отряд
5. 350 лет со дня рождения Петра 1
10.06.2025
Отряд
6. Просветительское мероприятие
«Три главных цвета Родины
моей»
7. Праздничная программа
«Россия–мы дети твои»
8. Экскурсия-прогулка «Чьё ты
носишь имя, улица моя?»
11.06.2025
Отряд
16.06.2025
Отряд
Презентация «В память о юных
героях- антифашистах»
10. День памяти и скорби
20.06.2025
Отряд
9.
Лагерь
05.06.2025
11.06.2025
20.06.2025
Лагерь
Лагерь
Модуль 2 «Ключевые мероприятия детского лагеря»
1.
2.
3.
Открытие лагеря «Путешествие на
остров русских традиций»
Спортивная программа «Мы за ЗОЖ!»
Игра по станциям «Кругосветка»
02.06.2025
Лагерь
25.06.2025
24.06.2025
Лагерь
Лагерь
4.
Эстафета по ПДД «Зебра на
каникулах»
09.06.2025
Лагерь
5.
Бумажные фантазии Конкурс выставка
оригами - поделок из бумаги.
19.06.2025
Лагерь
6.
23.06.2025
Игровая программа «Морской
карнавал»
Закрытие лагеря.
27.06.2025
Фестиваль «Созвездие талантов»
Модуль 3 «Отрядная работа»
7.
День1.Деньзнакомств. Практикум:
«Правила обязательны для всех»Законы лагеря.
- Игры на выявление лидеров, игры на
знакомство.
2. День 2. «Здравствуй, лагерь!»
Подготовка к открытию лагеря (выбор
названия команды, девиза, эмблемы,
отрядной песни)
Игра «Мои добрые дела»
Оформление отрядного уголка
1.
Лагерь
Лагерь
02.06.2025
Отряд
03.06.2025
Отряд
3. День 3. «День отряда» Игра «Ты мне
нравишься»
Беседа она строении. Игра
«Кубик эмоций»
04.06.2025
Отряд
4. День 4.«День Экологии»
Экологическая игравикторина «Беседует
таинственность
природы…»
Выпуск буклетов, газет, на тему
«ЭКОлогия 2025»
05.06.2025
Отряд
5. День 5. «День русского языка»
(Пушкинский день)
Развлекательное мероприятие
«Путешествие по
Лукоморью», посвященного
Дню Рождения А.С. Пушкина.
В гостях у Библиотеки.
06.06.2025
6. День 6. «ПДД»
Безопасное колесо Эстафета
по ПДД «Зебра на каникулах»
7. День 7. «День Петра1» Квест- игра
«Петровские потехи»
Презентация «Великие географические
открытия России в эпоху Петра
Первого»
Игры на свежем воздухе
09.06.2025
Отряд
10.06.2025
Отряд
8. День8.«День России» Час поэзии
«Славься, Россия!» Конкурс «Песни о
России»
Квест-игра «День России»
11.06.2025
Отряд
Отряд
9. День 9.«День героя России»
Час памяти «На равне со взрослыми
ребята воевали» (совместно с МАОУ
СОШ №21) Шахматный турнир
Веселые старты
16.06.2025
Отряд
10.День 10.«День цветов» Беседа «По
страницам «Красной книги».
Интерактивная викторина о цветах.
17.06.2025
Отряд
11.День 11. «День кино» Интерактивный
Киноквиз «Про кино» Викторина
«Любимые мультгерои»
18.06.2025
Отряд
12.День12.«День творчества» Подготовка
по номинациям. Занятия по интересам,
мастер- классы
13.День 13. «День памяти и скорби».
Линейка, презентация «В память о
юных героях-антифашистах»
14.День14.«День морских приключений»
Ярмарка поделок
«Морские гости»
Игра «Морской бой»
15.День 15. Путешествие по странам
Игра по станциям
«Кругосветка»
19.06.2025
Отряд
20.06.2025
Отряд
23.06.2025
Отряд
24.06.2025
Отряд
16.День 16. «День ЗОЖ» Конкурс
плакатов,
буклетов по линии ЗОЖ Игры на
свежем воздухе: футбол, волейбол,
баскетбол (спортивная площадка).
Шахматный турнир
25.06.2025
Отряд
17.День 17. «День дружбы» Речевка о
дружбе Изготовление смайликов
«Пусть всегда будет дружба»
Игра «Скажи хорошее о друге»
18. День18.«День закрытия летнего
лагеря»
Минутка здоровья «Мой рост и мой
вес»
Акция «Почта пожеланий»
Операция«Уют»
26.06.2025
Отряд
27.06.2025
Лагерь
Модуль 4 «Коллективно-творческое дело(КТД)»
1.
Конкурс коллективного рисунка/
рисунка на асфальте «Мир глазами
детей»
02.06.2025
Лагерь
2.
Дискотека «Бантики и бабочки»
(девочки в бантиках, мальчики в
бабочках)
04.06.2025
Лагерь
3.
Конкурс рисунков «Кино, которое я
люблю»
КТД«Немоекино»
18.06.2025
Лагерь
4.
5.
Театрализованное
представление
Сказки Пушкина
(инсценировка)
Игра «Лапта»
06.06.2025
Лагерь
10.06.2025
Лагерь
6.
Праздник«Дружба начинается
с улыбки»
Праздничная дискотека
26.06.2025
Лагерь
7.
Эстафета по ПДД
«Зебра на каникулах»
09.06.2022
Лагерь
8.
Танцевальный флешмоб
«Россия»
Конкурс рисунков/на асфальте«Мыдети России!»
11.06.2025
Лагерь
Урок Победы
Видео сюжеты «Мы помним, мы
гордимся!»
10. Программа «Калейдоскоп талантов»
20.06.2025
Лагерь
04.06.2025
Лагерь
11. Сказка «Нептун приглашает гостей»
23.06.2025
Лагерь
12. Веселые старты «А у нас
спортивный час»
25.06.2025
Лагерь
13. Конкурс на лучший букет из сухих
травинок и веточек
17.06.2025
Лагерь
14. Экологическая акция
«Борьба с королем Мусором»
(соревнования между отрядами)
05.06.2025
Лагерь
15. Фестиваль искусств
(праздничное закрытие)
27.06.2025
Лагерь
9.
Модуль 5 «Самоуправление»
Отряд
1. Выборы органов самоуправления
отрядов (командир, помощник
командира,физорг, культорг,
редколлегия.
02.06.2025
2. Заседание совета лагеря: требования к
оформлению отрядных
уголков
(название, девиз, законы отрядной
жизни, органы самоуправления,
«Жизнь отряда»,шкала
настроения)
02.06.2025
Лагерь
По необходим
ости
06.06.2025
Лагерь
3. Совет командиров
4. Конкурс отрядных уголков.
Совет лагеря
5. Заседание совета лагеря
11.06.2025
Лагерь
Лагерь
6. Заседание совета лагеря
20.06.2025
7. «Отрядный огонек»– подведение
итогов дня
ежедневно
Лагерь
Отряд
Модуль 6 « Дополнительное образование»
Программирование БЛА
Робототехника
Графический дизайн
Шахматы
Живые кадры
Модуль 7 «Здоровый образ жизни»
1. Первичный осмотр детей: рост, вес,
ЖЭЛ
Пятиминутка здоровья
«Начинаем
новый день или
Оздоровление «Запомни,что босиком
ходить нельзя»
2. Пятиминутка
здоровья
«Человек
должен
беречь
свою кожу»
Отряд
02.06.2025
о режиме дня»
02.06.2025
Отряд
3. Пятиминутка здоровья «О пользе и
вреде солнца»
03.06.2025
Отряд
4. Пятиминутка здоровья
«Глаза–твои главные помощники»
04.06.2025
Отряд
5. Пятиминутка здоровья
«Закаливание»
6. Пятиминутка здоровья
«Гигиена полости рта»
7. Пятиминутка здоровья
«Волшебство громкого голоса»
8. Пятиминутка здоровья
«Полезные продукты питания»
09.06.2025
Отряд
16.06.2025
Отряд
Пятиминутка здоровья
«Польза утренней гимнастики»
17.06.2025
Отряд
10. Пятиминутка здоровья
«От улыбки станет всем теплей»
19.06.2025
Отряд
11. Пятиминутка здоровья
«Сказка о микробах»
20.06.2025
Отряд
9.
10.06.2025
Отряд
11.06.2025
Отряд
12. Пятиминутка здоровья
27.06.2025
«Безопасное лето!»
Модуль 8 «Организация предметно-эстетической среды»
1. Оформление пришкольного лагеря
2. Оформление интерьера отрядных
комнат
3. Музыкальное оформление для
исполнения гимна
4. Музыкальное оформление для
проведения зарядки
30-31.05.2025
Отряд
лагерь
Отряд
По
необходим
ости
ежедневно
лагерь
Лагерь
5. Оформление отрядных уголков
02.06.2025 –
06.06.2025
В течение
смены лагеря
Отряд
6. Оборудование отрядных мест на
территории лагеря
7. Озеленение территории лагеря (полив
клумб, аллей)
8. Оформление стенда в рекреации
02.06.2025
лагеря
9. Размещение на стенде творческих
Регулярно в
работ детей, итогов дня
течение смены
Отряд
Отряд
Лагерь
Лагерь
Модуль 9 «Профилактика и безопасность»
1. Минутка безопасности
«Знакомство с планом работы,
законами и правилами поведения в
лагере, инструктаж поТБ»
2. Минутка безопасности
«Правила поведения детей на
прогулках и в походах. Осторожно
клещи!»
02.06.2025
02.06.2025
Отряд
3. Минутка безопасности
«Правила пожарной
безопасности»
4. Минутка безопасности
«Правила
поведения
при
проведении
спортивных
мероприятий»
5. Минутка безопасности «Внимание!
Подозрительный предмет»
7. Просмотр обучающих видеороликов о
дорожной безопасности
Минутка безопасности
«Как перейти дорогу. Светофор»
8. Беседа «Терроризм– угроза обществу»
03.06.2025
Отряд
04.06.2025
Отряд
06.06.2025
Отряд
09.06.2025
Лагерь
Лагерь
Отряд
10.06.2025
Отряд
Беседа «Правила поведения в
общественном месте»
11.06.2025
Отряд
10. Беседа «Правила пользования
электроприборами»
11. Беседа о запрете управления
транспортными средствами
несовершеннолетними
16.06.2025
Отряд
17.06.2025
Отряд
12. Беседа «Безопасная дорога домой»
14. Беседа «Помощь при ожогах»
18.06.2025
19.06.2025
Отряд
Отряд
9.
15. Беседа «Спички детям не игрушки»
20.06.2025
16. Беседа «Правила поведения с
23.06.2025
незнакомыми людьми»
Модуль10 «Работа с вожатыми/воспитателями»
Отряд
Отряд
1. «Нормативно–правовая база по
Май
организации отдыха и
оздоровления детей» (знакомство
Педагогов с основными
документами,
регламентирующими отдых и
оздоровление детей, с
должностными обязанностями,
нормами охраны труда в лагере
дневного пребывания)
2. «Планирование и организация смены»
Май
(организация отдыха в
лагере дневного пребывания, логика
развития лагерной смены,
знакомство с программой
лагеря и планированием)
3. «Методика организации дела»
Июнь
(вооружение педагогов набором форм,
методов деятельности для
организации детского коллектива,
проведения разнообразных
мероприятий в течение лагерной
смены.
Модуль 11 «Работа с родителями»
1.
Прием заявлений родителей на
Оздоровление детей в пришкольном
лагере
3. Заключение договора с родителями об
организации отдыха и оздоровления
ребёнка
4. Родительский день (дни посещения
родителей
для
получения
представления о деятельности
детского лагеря)
5. Индивидуальные посещения
Апрельи- Май
отдых
2.
6. Творческий отчетный концерт для
родителей на закрытии лагеря
Май
10.06.2025
Лагерь
Отряд
27.06.2025
Лагерь
Модуль12 «Экскурсии и походы»
1. Экскурсия в Серовский исторический
музей
2. Экскурсия-прогулка «Чьё ты носишь
имя, улица моя?»
16.06.2025
3. Экскурсия к памятнику погибшим
воинам –Односельчанам в годы ВО
войны «Никто не забыт, ничто не
забыто»
20.06.2025
Отряд
Лагерь
Модуль 13 «Социальное партнерство»
1. Игровая программа ко Дню защиты
детей
2. День памяти и скорби
3. Познавательный час «Великие дела
Петра»
02.06.2025
Отряд
22.06.2025
Отряд
10.06.2025
4. Книжная выставка «Петр 1 – имя
России»
10.06.2025
Сотрудники лагеря:
Начальник лагеря
Организатор лагеря
Воспитатели
Педагог дополнительного образования
Медицинский работник
Административно - хозяйственный персонал.
№
Должность
п/п
1. Начальник лагеря
2.
Воспитатель
Функциональные обязанности
Обеспечивает общее руководство деятельностью
смены, издаёт приказы и распоряжения, руководит
работой
педагогического
и
вспомогательного
персонала.
Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей,
сотрудников
лагеря:
осуществляет
подготовку
помещений к открытию лагеря, проводит инструктажи
с персоналом, создаёт безопасные условия для
проведения образовательной, воспитательной и
оздоровительной работы.
Несёт ответственность за соблюдение санитарно–
гигиенических норм, правил техники безопасности
жизнедеятельности и пожарной безопасности.
Несёт ответственность за организацию питания,
медицинское обслуживание детей, за охрану жизни и
здоровья детей.
По окончании смены готовит отчет о проделанной
работе.
Обеспечивает качество предоставляемой досуговой
деятельности, работу органов управления.
Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во
время проведения культмассовых мероприятий.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей,
соблюдение распорядка дня, санитарно –
гигиенических норм.
Анализируют деятельность отряда, проводит
анкетирование, тестирование, психологопедагогические наблюдения за
участниками программы.
3.
4.
5.
Педагог
дополнительного
образования
Медицинский
работник
Проходит профилактический медицинский осмотр.
Оказывает помощь воспитателю в реализации
программы.
Участвуют в подготовке мероприятий, проводит
мастер – классы, занятия с детьми, мероприятия
согласно плану.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за
качество проведения мероприятий, результативность
работы.
Своевременно проходит профилактический
медицинский осмотр.
Организует и проводит оздоровительную работу в
лагере.
Осуществляют контроль над питанием, за
соблюдением санитарно – гигиенических норм.
Осуществляет медицинский осмотр детей.
Проводит мониторинг здоровья, по мере
необходимости оказывает медицинскую помощь
воспитанникам.
Обязанности
обслуживающего
персонала
определяются начальником лагеря.
Административно
- хозяйственный
персонал
Отвечают
за
соблюдение
правил
техники
безопасности, выполнение мероприятий по охране
жизни и здоровья воспитанников.
Информационное обеспечение программы
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является
сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в
себя:
- Правила поведения в лагере.
- Памятка для родителей.
- Правила пожарной безопасности.
- Правила поведения детей при прогулке.
- Памятка «Правила мытья и обработки рук».
- Памятка «Безопасность детей при проведении спортивных
мероприятий».
- Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Безопасные маршруты в лагерь и обратно домой.
- Сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания.
- Опасность обращения с взрывоопасными предметами.
- Действия на улице в экстремальной ситуации.
- Оказание первой помощи.
Оформление отрядов
Здесь огромное поле деятельности, как для воспитанников лагеря, так и для
воспитателей
34
Деобходимо дать волю детям в изобретательстве
и творчестве и можно
быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно.
Уголок отряда.
- Календарь.
- План работы смены.
- Наша песня.
- Наши достижения.
- Важная информация «Скоро в отряде»
- Наше настроение.
Правила нашего лагеря
«Правило поднятой руки»
Если вы увидите человека с поднятой рукой, значит, он хочет привлечь
к себе внимание и что-то сказать. Также руку поднимают, если нужно
создать полную тишину. Если вы увидели поднятую руку, вы можете
поднять свою, чтобы быстрее привлечь внимание большого количества
людей и создать полную тишину.
«Правило 00»
В нашем лагере очень насыщенная программа и режим дня, поэтому
надо быть пунктуальным и нигде не опаздывать. На все занятия и встречи
нужно приходить вовремя, а еще лучше за пять минут.
«Правило заботы об окружающей среде»
Наши программы являются экологическими. Это значит, что мы
бережем природу и стараемся ее сберечь для нас и наших детей. Мы
заботимся о живой природе, стараемся ее сохранить,
бережем деревья и цветы. Мы проводим экологические акции по
очистке пляжа и моря от мусора. Мы бережем воду, плотно закрываем
краны, не бросаем туалетную бумагу и прочий мусор в унитаз.
«Правило чистоты»
Мы держим в чистоте и порядке наши комнаты, наш корпус и
территорию лагеря. Наводим порядок в комнатах, следим за чистотой на
улице. Мусор выбрасываем только в мусорные корзины и урны.
«Правило вежливости и уважения»
Мы говорим «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Приятного
аппетита» и другие вежливые слова детям и взрослым. Мы уважаем каждого
члена нашего лагеря, не зависимо от его возраста. Мы помогаем младшим,
берем пример с наставников. У нас запрещены нецензурные и
оскорбительные выражения, ругань и унижение.
«Правило аккуратности»
Мы понимаем, что имущество лагеря, а также снаряжение для
проведения программ – это результат трудов человека. Мы аккуратно
используем оборудование лагеря, мебель, снаряжение во время проведения
программ. Мы несем материальную ответственность за порчу имущества.
«Правило напарника»
Наши активные занятия требуют особого внимания к технике
безопасности, поэтому некоторые занятия проходят в парах, где мы заботимся о
35
напарнике и помогаем ему в случае необходимости.
«Отсутствие мобильных телефонов»
В нашем лагере мобильные телефоны строго запрещены. Занятия
очень насыщенны и требуют особой внимательности и усидчивости детей.
Любые отвлечения на мобильные телефоны несут в себе риск и угрозу для
жизни и здоровья ребенка. Кроме этого, мобильные телефоны мешают
адаптации детей к новому месту и коллективу, а также имеют
неблагоприятное волновое излучение, влияющее на здоровье ребенка.
«Чистота – залог здоровья»
Мы обязательно моем с мылом руки перед едой, а также принимаем
душ и чистим зубы. Мы следим за чистотой, потому что от этого зависит
наше здоровье.
«Правило супа и каши»
Прохождение программы требует много энергии, поэтому во время приема
пищи на необходимо ее восполнить. Мы обязательно съедаем свою порцию на
завтрак, обед и ужин, и не выбрасываем еду.
«Головной убор и солнцезащитные очки»
Наши программы проходят на юге летом, поэтому мы защищаем
голову от солнца с помощью головных уборов, а глаза с помощью
солнцезащитных очков. На пляже не забываем
пользоваться солнцезащитным кремом.
«Вредным привычкам – НЕТ»
Мы за здоровый образ жизни, поэтому мы категорически против
курения, алкоголя и любых психотропных средств. В нашем лагере это
строго запрещено! Лучшая привычка для нас – это спорт!
Закон чистоты
Чистота
нам всем
вокруг
Дарит
свежесть и
уют.
С ней в
любое
время года
Яркой
выглядит
природа!
Закон здоровья
Небо, солнце, спорт, игра – вот и
лучший режим дня! Закон доброго
отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ
получишь
Законы лагеря
понимание.
Будь приветлив,
не дерись,
А подрался, так мирись!
36
Закон творчества
Пой,
играй,
твори,
дерзай! От
друзей не
отставай!
Закон точности
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в
срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у
товарища драгоценные минуты.
Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль.
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то
важное людям. Каждому поднявшему руку- слово.
Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к
территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то
для радости другого человека, готовность поступиться личным в
интересах коллектива
Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
Закон песни
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа
Задачи самоуправления лагеря:
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в
социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в
кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей
культуры учащихся,
привитие
им социальнонравственных
норм.
Личностный рост участников смены.
37
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
(II вариант)
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с
целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации
единого пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления
воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой
воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Уровень проведения
№
п/п
Срок
проведения
Наименование
мероприятия
Всеросс./
регион./
муницип
Детск
ий
лагерь
О
тряд
Модуль «Будущее России»
День
1
эколога
1.
День
2
русского языка
2.
3.
05.06
+
06.06
+
.
.
Познавательно- развлекательное
мероприятие
4
«Не имей сто рублей, а имей
сто друзей»
День
5
России
26.06
.
10-11.06.
+
4.
5.
6.
7.
Выставка рисунков и викторина 16.06. - 18.06.
«Любимые герои отечественных
мультфильмов»
6
(к юбилею киностудии
«Союзмультфильм»)
16.06.
Игра-путешествие «Экологический
калейдоскоп»
+
День памяти и скорби
+
19- 20.06.
+
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
1.
Торжественное открытие
смены
02.06.
+
2.
Литературно-музыкальная
композиция «У Лукоморья»
06.06.
+
3.
4.
Тематический день «Детство
– это Я и ТЫ!»
Торжественная церемония
подъема государственного
38
26.06.
Понедельник
Пятница
+
+
флага Российской Федерации
5.
Праздник «Русь, Россия,
Родина моя…»
11.06.
+
6.
Торжественное закрытие
смены
27.06.
+
7.
Командная игра «Физкульт –
УРА!»
В течение
смены
+
8.
Эстафета «Веселые старты»
В течение
смены
+
Модуль «Отрядная работа»
1.
Проведение огоньков
(знакомства, огонек–анализ дня,
отрядная «свеча», огонек
прощания, тематический
огонек)
В течение
смены
+
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
1.
КТД «Город веселых
мастеров»
04.06. 09.06.
+
2.
КТД «Береги планету!»
05.06. 16.06.
+
3.
КТД «Летние забавы»
23.06. 22.06.
+
Модуль «Самоуправление»
1.
Заседания Совета лагеря
06.06.
11.06.2
20.06.
+
Модуль «Дополнительное образование»
1.
Программирование БЛА
2.
3.
4.
Шахматы
Живые кадры
Робототехника
5.
Графический дизайн
+
Модуль «Здоровый образ жизни»
Утренняя зарядка. Игры на
свежем воздухе
Ежедневно
+
Плановое обследование
состояния детей
02.06. 24.06.
+
В течение
смены
+
Цикл профилактических бесед
«Здоровый образ жизни»
Встреча с врачом «Вредным
привычкам - нет!»
39
09.06.
+
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1.
Оформление помещений
группы
02.06.
+
02.06.
+
Оформление отрядных уголков
В течение
смены
+
4.
Оформление информационных
стендов
В течение
смены
+
5.
Оформление пространства
проведения событий
В течение
смены
+
6.
Размещение экспозиций
творческих работ детей,
фотоотчетов об интересных
событиях детском лагере
В течение
смены
+
7.
Акция по уборке территории
школьного двора «Чистый двор»
В течение
смены
+
2.
3.
Разработка и подготовка дизайна
лагерной смены, атрибутов
Модуль «Профилактика и безопасность»
1.
Минутки безопасности
2.
Инструктажи по технике
безопасности, профилактике
детского дорожно-- транспортного
травматизма,
3.
Ежедневно
+
В течение
смены
+
Пожарной безопасности
4.
Плановая тренировочная
эвакуация
03.06.
+
5.
Час общения «Я и мои
виртуальные друзья»
04.06.
+
Модуль «Работа с воспитателями»
Инструктивные совещания
1.
По мере
необходимост
+
и
2.
Педагогический совет лагеря
В течение
смены
+
Модуль «Работа с родителями»
1.
Родительское собрание
«Организация деятельности в
пришкольном летнем лагере
«Солнышко»
23.05.
+
2.
В40
течение
+
смены
Модуль «Экскурсии и походы»
(экскурсии в музей, театр, парк, на природу и т.д. по согласованию)
Индивидуальные консультации
Модуль «Профориентация»
1.
Беседа «Профессии моих
родителей»
09.06.
+
2.
Конкурс рисунков «Когда я
вырасту, я буду работать... »
11.06.
+
Модуль «Социальное партнерство»
Участие представителей
организаций-партнеров в
проведении отдельных
мероприятий
В течение
смены
+
+